КАБИНЕТЫ И БИБЛИОТЕКИ ИЗ МАССИВА ДУБА

История судовой мебели

История интерьеров и мебели для судов началась вместе с историей становления корабельного дела. Достоверные сведения о судостроении и судоходстве имеют возраст 6 тысяч лет. Человека издревле влекла к себе вода, её бескрайние просторы. Именно поэтому люди с древнейших времён желали обуздать эту стихию.  Первыми простейшими средствами передвижения по воде были плоты. С ними и началась история флота. В течение долгого времени технологии постройки плотов совершенствовались, использовались различные материалы и формы конструкции. Так появились первые челны и катамараны. Со временем к ним стали крепить парус. Хотя люди в те времена ещё не могли строить большие корабли, начало было уже положено.

Прародителями первых морских и речных судов принято считать египтян.  В то время, когда большая часть народов мира ещё вел первобытный образ жизни, Древний Египет был высокой цивилизацией. И для дальнейшего развития такой цивилизации требовался прочный и надёжный транспорт. Тростниковые и парусные суда не могли выдержать долгое путешествие. Так и начался «деревянный век» судостроения. Мебель на таких кораблях тоже была деревянной. Однако и мебель из металла также начала развиваться в Древнем Египте: металл использовался для украшения деревянных предметов интерьера. Но в те времена обстановке судов не уделяли должного внимания. Корабли строились для торговли и перевозки грузов, поэтому украшалась лишь внешняя часть судна с целью подчеркнуть величие и могущество страны-обладателя.

На протяжении многих веков суда продолжали использоваться только для военных целей и для транспортировки товаров. В Средневековье множество людей устремилось в Америку. А для такого «переселения народов» требовался транспорт. Началась эпоха регулярного судоходства. Переселенцев ждали тяжёлые испытания. Удобству людей, находящихся на корабле, не уделяли никакого внимания. Узкие маленькие каются, которые предоставлялись только избранным, оставляли желать лучшего. Остальная же часть пассажиров ютилась в общих помещениях с ужасными условиями.

Популярность судоходств росла. Теперь новые судоходные компании, опережая друг друга, старались переманить к себе как можно больше пассажиров. Так, в 19 веке началась вторая эпоха судостроения – период развития пассажирских лайнеров. 19 век стал периодом развития пассажирских лайнеров. Именно тогда произошло огромное количество инженерных открытий, послуживших толчком для создания кораблей нового поколения. Деревянные корпуса было предложено заменить металлическими. В этот момент появился психологический барьер у многих людей: никто не верил в то, что железо может плавать. Однако в 1843 году английскому инженеру Изамбарду Брунелю удалось развеять все сомнения: в свой первый рейс отправился первый корабль с корпусом, сделанным из металла – Great Britain. Впоследствии лайнеры такого типа получили огромную популярность. На первом месте стоял вопрос о комфорте пассажиров. На воду спускались настоящие плавучие дворцы. Рейсы на таких кораблях уже были не мучением, а самым ярким приключением всей жизни. Интерьеры кают первого класса были отделаны драгоценными металлами, на стенах висели картины известных мастеров, все полы были покрыты коврами, мебель была выполнена лучшими мастерами-краснодеревщиками. Каюты второго и третьего класса не отличались особой роскошью, однако даже там были созданы все условия для комфортного проживания пассажиров.

Судоходные компании обещали своим клиентам не только комфорт и уют, но и высокую скорость путешествия. Началась погоня за Голубую ленту Атлантики – приз, который присуждался лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики. Корабли-обладатели этого приза пользовались огромной популярностью. Многие стремились переплыть океан на судне-рекордсмене. Однако это была палка о двух концах. Желая заполучить приз, капитаны кораблей и главы судоходных компаний забывали о правилах безопасности. В океане увеличилось число крушений, связанных с превышением допустимой скорости в судоходной зоне. Лайнеры сталкивались друг с другом, наталкивались н айсберги. Число жертв морских катастроф значительно увеличилось.

В 1912 году в своё первое плаванье отправился самый большой и непотопляемый лайнер того времени «Титаник». Корабль поражал своей роскошью. Интерьеры были оформлены в 19 различных стилях. Каюты обшивались деревом, а медные, латунные и деревянные кровати были застелены шёлковым бельём. Вся обстановка была продумана до мелочей и выполнена с учётом природных условий. Во избежание падений во время сна на кроватях были установлены ограждения, для безопасности камины были заменены электрическими,  застеклённые палубы защищали от попадания воды в каюту. Корабль называли плавучей английской усадьбой. Пожалуй, самой знаменитой частью интерьера корабля является его парадная лестница, полностью изготовленная из дуба и украшенная чугунными решётками.  Однако погоня за Голубой лентой Атлантики сыграла с кораблём злую шутку. Желая прибыть в пункт назначения раньше намеченного срока, капитан корабля не мог отклониться от курса. Даже после получения сообщения об айсбергах ход не был сбавлен. Катастрофа, принёсшая огромное количество человеческих жертв, была неизбежна. Корабль тонул, унося с собой сотни человеческих судеб.

Трагическая судьба «Титаника» заставила, наконец, задуматься не только о желании заполучить большее количество клиентов, но и об увеличении условий безопасности пассажиров. В 1914 году была принята первая версия Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. В неё были установлены минимальные стандарты безопасности при постройке, оборудовании и эксплуатации судов. Очень большое внимание уделялось вопросам пожарной безопасности. Дерево, используемое для отделки кораблей, легко воспламенялось, и на судах происходили многочисленные пожары. Именно с целью их предотвращения было принято решение об улучшении трудногорючести отделочных материалов. В дальнейшем в документ ещё вносились поправки, которые помогли установить чёткие требования к безопасности судов.

Конвенция действует и сегодня. С учётом её требований возможно создать интерьеры, которые будут роскошным и надёжным украшением корабля. На сегодняшний день существует огромное количество современных технологий, позволяющих улучшить качество материалов. Это даёт возможность осуществлять различные дизайнерские задумки, сохраняя требуемые свойства. В настоящее время для производства мебели и интерьера судов используются сочетания классических элементов из древесины и более современных конструкций из металла и пластика, имеющих хорошие трудногорючие и влагостойкие показатели.